Глава Фонда капремонта Петербурга Дмитрий Локтаев рассказал "ДП" о новых условиях для игроков рынка капитального ремонта объемом 7 млрд рублей.
- Как изменился рынок капремонта по сравнению с прошлым годом?
- Весь прошлый год мы работали над тем, чтобы сделать рынок конкурентным. Я лично общался с руководителями крупнейших саморегулируемых строительных организаций, говорил, что речь идет о долгосрочной 25-летней программе. Это стабильный источник доходов, хоть порой и не совсем профильный для них. Число объектов растет стремительно, общие инвестиции (бюджетные субсидии плюс собранные с владельцев помещений деньги. dp.ru) увеличатся до 10 млрд рублей. Мы ощущали интерес крупных строительных компаний к нам как к заказчику. Но, конечно, на ситуацию серьезно повлияла девальвация рубля. Подорожание материалов составило до 25%, а в программе заложены прошлогодние цены. В таких условиях мы вошли в конкурсные процедуры. Сейчас уже можно сказать, что, несмотря на приложенные усилия, структура участников существенно не поменялась, но по многим видам работ возросла конкуренция.
- За счет чего произошло подорожание? Какая доля материалов производится за рубежом?
- Производители 95% материалов российские компании. Но почти любое российское производство использует иностранное оборудование или покупает часть сырья за рубежом. Или, например, металл - это биржевой товар. На этом рынке ценообразование ориентировано на мировые долларовые индексы, ведь у нас рыночная экономика.
- По какому виду капремонта ситуация наиболее критичная?
Самая сложная ситуация складывается вокруг ремонта кровель, где подорожание материалов как раз составило 25%. Говорить о конкуренции тут не приходится. Прибыльность этих работ и изначально не была высокой. Мы понимали, что с первого раза не проведем конкурсы по этому виду работ почти на 1 млрд рублей. Поэтому начали с них, чтобы успеть сделать два или три, если понадобится, круга до начала строительного сезона. Как мы видим по уже прошедшим вскрытиям конвертов, из 52 лотов по кровлям на 10 лотов заявок вообще не поступило. Итого по 21 лотам на 65 крыш на общую сумму более 104 млн рублей конкурс нужно будет провести заново. Он уже объявлен повторно. Вскрытие конвертов произойдет в конце апреля. Ситуация с фасадами и инженерными сетями гораздо лучше. С лифтами вообще отличная: на 55 лотов поступило 166 заявок, конкуренция высокая. Снижение цены составляет 7,3% против 4,6% в прошлом году, и это на фоне существующего кризиса. Конкурсы по этому виду работ проводятся на 2 млрд рублей, и 7% от них – 150 млн рублей, так что экономия получается существенная.
- Однако подрядчики рассчитывали на другие прибыли. Каким образом они могут компенсировать их отсутствие?
- Выход один: искать внутренние ресурсы. Мы пока исходим из того, что расходы с доходами все- таки сходятся, и компании получат прибыль, хоть, возможно, и меньшую. Со своей стороны, рассчитываем повысить эффективность работы заказчика – своевременно подписывать документы, вовремя платить – в итоге для подрядчика это должно снизить издержки. Правда, сегодня у подрядчика, грубо говоря, нет права на ошибку, что значительно повышает риски для бизнеса.
- Вероятно, подрядчиков смущают и условия оплаты работ, ведь аванс за капремонт составляет 30%, а иногда он в контракте вообще не предусмотрен. И даже уже выполнив работы, подрядчики долго ожидают выплат и жалуются на бюрократическую волокиту вокруг актов о выполненных работах.
- Оплата работ по факту - специфика заказов на капремонт. Фактически в этом году подрядчики должны изыскать 7 млрд рублей, вложить их в наши объекты, сдать работы и только после этого получить компенсацию. В договорах предусмотрена возможность 30%-ного аванса в отдельных случаях. Сейчас мы будем детализировать критерии их выдачи. Очевидно, что такая мера необходима для лифтовых подрядов, поскольку закупка оборудования там затратна. Что касается других работ, я советовался с главами районов, у которых за спиной много лет организации капремонта. Авансы порой негативно влияют на безответственных подрядчиков. Некоторые районы в своей практике их никогда не применяли.
- Почему бы не оплачивать работы по завершении каждого из этапов работ?
- Схема финансирования капремонта в Петербурге очень громоздкая и тяжеловесная. Фонд капремонта заключает договор с подрядчиком. После этого фонд направляет в жилищный комитет тома документов. Тогда фонд получает право направить заявку на получение аванса для подрядчика. Для фактической оплаты выполненных работ вся эта процедура повторяется. Речь идет о "космических" объемах бумаг. Эта процедура – тяжелое наследие старой системы капремонта, когда деньги шли через неконтролируемые Смольным управляющие компании. Сегодня есть резервы для повышения эффективности этого процесса.
- Фонд рекомендует подрядчикам, в каком банке они должны кредитоваться?
- Конкурс на открытие собственного счета фонда выиграл Банк Москвы, входящий в группу "ВТБ". Но никаких обязательств по кредитованию у подрядчиков нет. Мы не обсуждаем с ними эти вопросы.
- Считается, что аукционы, в которых к участию допускают только одну компанию, – результат "лоббирования". Несколько таких конкурсов уже есть.
- Конкурсная комиссия отклоняет заявку только по очевидным причинам, явным и грубым нарушениям. Все пограничные моменты трактуются в сторону допуска участника. Мы готовы рассматривать конкретные примеры, по которым возникают вопросы.
- На что подрядчики могут рассчитывать в следующем году? Возрастет ли прибыльность работ?
Несомненно, поскольку в следующем году все работы будут проиндексированы. К тому же я, как бизнесмен в прошлом, полагаю, что в кризис предприниматели могут думать не только о прибыли, но еще и о сохранении своих производственных мощностей на следующий год. Если у тебя нет контрактов и ты год не платишь зарплату, сотрудники уйдут к конкуренту, а ты будешь никто и доля твоя на рынке будет равна нулю. Загрузить сегодня этих людей даже незначительной рентабельностью тоже неплохой вариант. Это поможет повысить оборот, мощности и показатели, которые учитываются в конкурсах, а это тоже актив. И в следующем году компания уже сможет выполнить работы совсем с другой прибылью. Падающий объем классического бизнеса некоторых компаний можно заместить новым направлением капремонта. Может быть, не таким рентабельным, но стабильным. В трудный момент важно занять большую долю рынка, вытеснить конкурентов, повысить эффективность своей работы. Мы считаем, что фонд здесь может занять значительную нишу как заказчик. И мы очень хотим видеть на своем рынке и крупные строительные компании, и малый и средний бизнес.